— Зачем Церковь в своем богослужебном календаре чередует постное и непостное время?
— По тем же причинам, по которым в жизни человека чередуются будние и праздничные дни. Если бы были одни только будни, то тогда о жизни и смерти человека можно было бы сказать в категориях смерти лошади: «Лишь труд был в твоей жизни». И наоборот, если бы были только праздники, то тогда радость праздника, острота переживания потихоньку стала бы выветриваться, выхолащиваться. Праздники сделались бы скучными.
По этим же самым причинам Церковь чередует постное и непостное время. Я бы сказал так, что мы учимся благодарности, особенно в тех вопросах, которые становятся для человека, в силу повторяемости, очень привычными. Например, то, от чего отказывается христианин во время поста: пища, развлечения, зрелища, интимные супружеские отношения. Это не плохие вещи, это благословленные Богом вещи, но мы так привыкаем к этому, что забываем, что это – дары Божьи. Когда мы сознательно воздерживаемся от этого, то учимся воспринимать это как маленькие чудеса, которые Бог дает в нашей жизни, а мы Его за это благодарим.