Помимо воздержания от пищи пост предполагает также воздержание от сладострастных супружеских отношений. Воздержание от сладострастия для многих сопряжено с гораздо большими трудностями, чем воздержание от пищи. В определенной степени трудности эти связаны с прочно укоренившимся в обществе мнением о вредности подавления вожделенных порывов, особенно для мужчин. И это действительно так, если человек порабощен страстью и дорожит услаждением, связанным с ней.
Но смысл поста не в том, чтобы на время подавить страсть, а в том, чтобы решительно отметая ее мысленные зародыши, уйти от нее, стать к ней безразличным, а значит внутренне стать еще более свободным. Именно это, по-видимому, имел в виду апостол Павел, когда говорил: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7:29), а чтобы добиться этого он советовал уклоняться «друг от друга, … по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор. 7:5).
При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни. «Если душа без должного приуготовления выступает против искушения вожделения, то сей час же погубит себя» (святитель Иоанн Златоуст).
Начинать надо с отказа от инициативы со своей стороны, то есть начать в интимных отношениях следовать завету апостола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Особенно важным этот принцип становится в отношениях с неверующим или маловерующим супругом, поскольку позволяет верующему утверждаться в бесстрастии и в то же время уходить от казалось бы неизбежных в этой ситуации ссор и размолвок.